ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ КОЛЛЕДЖА

Ко Дню Рождения Леонида Алексеевича Филатова 24.12.1946г.

Статья приурочена к вечеру «Чтобы радовались…», посвященному дню рождению Леонида Алексеевича Филатова.

  • Мероприятие состоится 24 декабря 2023 года в 16.00 в библиотеке №225 имени Михаила Николаевича Задорного

«Многогранный Леонид Филатов»

Леонид Филатов — советский и российский актёр, пародист, режиссёр, поэт, драматург и народный любимец. Кому-то он запомнился ролями в Театре на Таганке, для кого-то он — герой в первом отечественном блокбастере «Экипаж» или герой-любовник в «Забытой мелодии для флейты», а кто-то запомнил его как автора поэмы «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Так кем же Леонид Алексеевич Филатов является на самом деле? Предлагаю рассмотреть каждую его ипостась отдельно.

Актёр

Сразу же по окончании театрального училища в 1969 году фактурный молодой артист поступил в труппу Театра на Таганке. Там он служил долгие годы с некоторым перерывом на работу в «Современнике».

«Уличная банда» – именно так называли некогда Театр на Таганке, в который, тем не менее, с трудом могли попасть и зрители, и актёры. Но Филатова приняли в знаменитую труппу: «Я понял, насколько мне дорог театр. Все мои профессиональные накопления связаны с этим домом».

Юрий Любимов, главный режиссер  театра, молодого, худого и колючего актёра считал по-настоящему одарённым, но в постановках ставку делал не на него. Он видел в Филатове прежде всего поэта. Первая главная роль Леонида Алексеевича — Ведущий — в спектакле «Что делать?». Леонид Алексеевич играл в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Вишнёвый сад», «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачёв», «Антимиры», «Товарищ, верь», «Гамлет» и др.

Его считали некрасивым артистом, поэтому в кино долго не снимали. И только к 1970 году Филатов начал работать в кинематографе и снялся в таких картинах, как «Город первой любви», «Экипаж», «Женщины шутят всерьёз», «Грачи», «Петля», «Из жизни начальника уголовного розыска», «Успех», «Чичерин», «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро», «Благотворительный бал». В общем, как киноактёр, Леонид Филатов был вполне востребован и снялся в 41 фильме.

«У меня ощущение, что я не из тех людей, которые родились артистами.

Я не родился – я сделался».

Поэт

А вот с поэзией было по-другому. Ещё в детстве, живя с родственниками отца, Леонид Алексеевич начал публиковаться в Ашхабадской прессе. В 15 лет газета «Комсомолец Туркменистана» приняла к публикации его стихотворную басню и выплатила школьнику его первый в жизни гонорар.

Писать он не прекращал никогда. Много внимания Леонид Филатов уделял философской лирике: он писал о добре и зле, смысле жизни и бренности бытия, а это —  «вечные темы» лирики.

В предисловии к сборнику его стихов известный прозаик и сценарист Александр Володин пишет: «Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи… и кажется, что он уже всё сказал и о себе, и о нас, читателях… Но оказывается – нет: вот ещё о себе и ещё о нас …»

Попав в театр на Таганке молодой актер Филатов получил возможность внедриться в «таганское соавторство», где такие артисты как Высоцкий, Валерий Золотухин и Алла Демидова успешно творили на литературной ниве.

         Большой и важной частью творчества Филатова, связанной с поэзией, приходится на сочинение текстов для песен. С 1960-х годов он писал песни в соавторстве с Владимиром Качаном. Они были сокурсниками, и в первый же год обучения записали альбом «Оранжевый кот».  А еще Леонид Алексеевич является автором песен к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии» и «Геркулес и Авгиевы конюшни».

26 мая 2000 года Леониду Филатову была вручена международная премия «Поэзия» в номинации «Русь поющая». А в 2014 году была учреждена литературная премия им. Леонида Филатова «Филатов-фест».

Режиссёр

Серьезный интерес к кино у Леонида Филатова впервые проявился ещё в Ашхабаде. Он смотрел все фильмы подряд, просил откладывать редко появлявшиеся в продаже журналы о кино и постепенно сформировал свое собственное понимание киноискусства. Получается, что все пристрастия – к кино, театру, литературе –  у Леонида Алексеевича были из детства, и все они были одинаково дороги, и ни от чего он не мог оказаться.

К окончанию школы главной мечтой Филатова стала кинорежиссура. Поступить во ВГИК амбициозный юноша из провинции не сумел, зато стал студентом актерского факультета Щукинского института.

…Москва меня подавила в первые же дни. Я был наивным провинциалом. Думал, поступлю с ходу. Однако после Ашхабада Москва мне быстро указала свое место. Словом, во ВГИК я не поступил. Возвращаться назад было позорно, деньги кончились, и мне ничего не оставалось, как определяться в актеры. Вот так я и попал в «Щуку».

В 1989 году Леонид Филатов был избран секретарём Союза кинематографистов СССР. В 1990 году он поставил кинодраму «Сукины дети» по собственному сценарию, одновременно сыграв в нём одну из ролей. Сюжет основан на ещё свежей в памяти истории с отъездом из страны создателя Театра на Таганке режиссёра Юрия Любимова. Картина получила первую премию на «Кинотавре» в 1991 году.

         Также Леонид Алексеевич навсегда оставил след в истории российского телевидения, создав довольно нетипичный проект «Чтобы помнили». Более 100 выпусков были посвящены жизни и творчеству несправедливо забытых актёров и режиссеров, которых уже не было в живых. Этот проект он вел на протяжении девяти лет. Последний выпуск был посвящен уже самому Филатову и вышел после его смерти в 2003 году.

16 мая 1996 года телеведущему была присуждена премия ТЭФИ Академии российского телевидения за цикл авторских программ. Кроме того, за этот цикл Филатову указом Президента РФ была присуждена Государственная премия РФ в области кино и телевидения.

Драматург

Особенно заметной и весомой фигура Филатова стала, когда он начал писать крупные литературные произведения. Сочинения Филатова публика очень полюбила.

Конечно, все знают стихотворную сказку «Про Федота-Стрельца удалого молодца» 1987 года, которая давно превратилась в народную и разошлась на цитаты. Её уникальный язык — смесь архаизмов с современными словами и реалиями — западал в душу читавшим поэму сразу и навсегда.

Однако помимо знаменитой сказки в авторском багаже поэта и драматурга Филатова можно обнаружить ещё с десяток пьес. Это «Пёстрые люди», «Художник из Шервудского леса», «Дилижанс», «Ещё раз о голом короле» и многие другие.

Одной из последних книг Филатова стало издание «Театр Леонида Филатова», вышедшее в 1999 году. В него были включены пьесы «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Часы с кукушкой», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата», «Возмутитель спокойствия», «Опасный, опасный и очень опасный».

Пародист

Нельзя не вспомнить о том, что Леонид Алексеевич сочинял в жанре литературной пародии. Всего им было написано три пародийных цикла: вариации на тему сказки Корнея Чуковского «Муха-цокотуха», вариации на тему мультфильма «Ну, погоди!», цикл пародий «Таганка-75», посвящённых родному театру.

Цикл пародий подразумевает под собой какое-то количество литературных произведений в стихах или прозе, объединённых одной общей темой. Филатов в этих произведениях иронически копирует не только стиль повествования авторов или личностей, но и сам смысл и саму суть их одарённости.
Итог

Филатов — актёр, Филатов — режиссёр, Филатов — пародист, Филатов — поэт и драматург. Как бы Леонид Алексеевич не был многогранен, нельзя разделять, расчленять его творчество на составляющие.

Всё, что мы сегодня узнали, существует не просто  параллельно, оно находится в синтезе, где каждое вытекает из каждого, обогащая и подпитывая художественные проявления многовекторного дарования. Как пример можно привести фильм «Сукины дети» о котором мы говорили выше: Филатов выступает и как сценарист, и как режиссёр, и как актёр, и даже как пародист, пародируя действительную ситуацию из жизни театра на Таганке.

Творчество Леонида Филатова должно остаться в памяти, занять достойное — свое — место в истории художественного искусства. Леонид Филатов – один из тех, кто продолжил славу легендарного поколения шестидесятников. По духу, по смыслам, по энергии. И имя его, безусловно, находится в ряду тех, кого мы должны помнить.