газета «ВАША ПРАВДА» №3 23 марта 2011 г. стр. 3

АНАЛОГОВ НЕТ!

На фоне того, как в результате непродуманных реформ разрушается одна из лучших в мире систем образования, руководство московского государственного театрального колледжа имени Леонида Филатова не только сохраняет, но и преумножает все самое ценное, что было наработано в советские годы. Задачи, на которые здесь ориентируются, остаются вне времени: это комплексное многогранное развитие способностей детей, создание той атмосферы, когда ребенок не только готов творить, но и имеет возможности реализоваться в искусстве.

В Москве достаточно различных ГОУ (Государственное общеобразовательное учреждение), где приоритетными являются предметы – сценическое движение, речь, вокал, актерское мастерство… Но зачастую в ущерб преподаванию других предметов, скажем, химии, физики, математики. А если выпускник такого ГОУ выберет иное профильное образование?

В театральном колледже имени Леонида Филатова воспитанники получают знания по всем дисциплинам школы и аттестат. Обучение здесь ведется по художественному методу раскрытия способностей детей на основе актерского искусства в музыкально-драматическом театре. Что же это за метод, который позволяет раскрывать таланты юных актеров сразу по всем направлениям? Колледж имени Леонида Филатова – это театральный комплекс, который немыслим без триединства. В триаде единого творческого проекта, объединяющего ступени освоения театрального искусства, общее образование, театрально-художественное образование и практика-стажировка (погружение в театральный сезон профессионального программного музыкально-драматического театра). Это не значит, что в колледж нельзя поступить, не получив образования в начальной школе. Дети приходят на предпрофильную ступень — 1-4 классы, где знакомятся с элементами музыкально-драматического искусства и азбукой театра. Эта система полного учебно-развивающего дня позволяет принимать в колледж детей и подростков со всех концов Москвы и Подмосковья и даже из ближнего зарубежья. Московский Мюзикл-Театр «Монотон» является основным государственным заказчиком выпускников-актеров и выпускников-постановщиков. Выпускники колледжа имеют возможность остаться работать в театре – условно назовем его высшей ступенью этой триады – уже как профессиональные актеры или постановщики. При это в театре играют самые маленькие актеры-стажеры с десятилетнего возраста! Работают вместе со взрослыми. Например, в музыкальном спектакле «Буратино». А в «Незнайке» детский ансамбль актеров – доминирующий. На юных талантах, которые великолепно поют и танцуют, держится весь спектакль. Возможно, выражу субъективное мнение, но оно основано на моем наблюдении. Чем моложе актеры, и чем больше их на сцене, тем ярче восторг юных зрителей, тем понятнее и доступнее спектакль. А как же иначе! Юный актер способен увлечь малышей своими эмоциями и приемами, так как они сопряжены с возрастом тех и других. Никогда не могла понять и принять Тома Сойера, если его играл дядя лет 35 или Незнайку в исполнении сорокалетней травести. Знаменитый Франко Дзеффирелли в свое время всех ошеломил тем, что в свой фильм «Ромео и Джульетта» взял практически неизвестную молодую пятнадцатилетнюю Оливию Хессей. А на роль Ромео – девятнадцатилетнего сына докера Леонардо Уайтинга, не только не профессионала, но даже и не любителя! Фильм произвел Фурор! А когда Дзеффирелли спросили, почему он на это пошел, ответил: после того как в одном из увиденных спектаклей «юная» Джульетта уронила с балкона вставную челюсть.

Александр Витальевич прошел весьма тернистый путь. Медные трубы время от времени трубят и поныне. Но он человек исключительного оптимизма, светлой души, «перпетуум мобиле», способный заряжать энергией и заряжать своей идеей. Это чувствуется по общению с его творческой командой. Все от охранника, кассира до педагога и художника готовы часами расхваливать «Монотон». А выпускники прошлых лет наперебой уверяли: лучше этого учебного заведения на земле нет, здесь такая исключительная атмосфера.

— Александр Витальевич! У вашей системы обучения наверняка была отправная точка. Как же все начиналось?

Идея возникла субъективно. Когда молодой человек не востребован в своих талантах, он не знает, что с ними делать. Тем паче – ребенок. Как определить и понять, к чему именно ты пригоден? Что надо делать и как реализоваться? Были в стране дома пионеров, какие-то кружки, мог ребенок «путешествовать» по ним, но в конечном итоге так и не найти себя. Я начал работать над созданием своей системы с 1975 года. Десять лет посвятил научному изысканию, экспериментальному поиску. За это время поработал в академии педагогических наук СССР с Василием Васильевичем Давыдовым, знаменитым психологом, где пытался найти пути создания синтез-актера. Подготовил несколько детских фестивалей, в том числе и международных. Готовил и участвовал в церемонии закрытия Олимпиады-80 в постановочной группе Олимпийского комитета. Обрел колоссальный опыт в проведении крупных массовых мероприятий. Искал себя в вокально-поэтическом искусстве, литературном творчестве, в художественном и хореографическом искусстве, в пластике. Наконец Академия педагогических наук официально разрешила мне создать экспериментальный отдел художественного воспитания. Так впервые в своей жизни я приступил к созданию инновационной системы.

В спектакле «Незнайка» ансамбль маленьких актеров работает настолько слаженно, что даже сложно выделить кого-то одного. В этом им помогает «веселый» реквизит: инструменты, на которых играют музыканты, зонтики, с которыми танцуют малышки. Ярко расписанный задник создает особый уют. Танцы жителей Цветочного городка «держат» весь спектакль. Игра ребят настолько органична, что понимаешь – они великолепно справляются. А в «Буратино» Карабас Барабас набрасывает сеть на кукол, которых играют малыши. В этой сцене они сидят так, что их лица смотрят в зал. В глазах юных актеров читается страх и переживание перед Карабасом. Эти насыщенные эмоции видят и близкосидящие юные зрители, которых невозможно обмануть! Здесь как раз и проявляется то, о чем мы говорили в самом начале – дети еще не стали профессиональными актерами, но их погружают в атмосферу сценического действия. Вокруг них все профессионально: музыка, сценография, театральный свет, театральные костюмы, режиссура, хореография, профессиональные актеры. И самое главное – зритель! Ни мама, ни папа, ни бабушка и дедушка, а совершенно посторонние для юного актера люди! Согласитесь, подобное испытание иногда не по силам даже взрослым. А дети впитывают этот дух и завораживают публику своей искренностью.

Понравилось мобильное решение декораций: никакого выгораживания корчмы и горшка, где прятался Буратино, подслушивая Карабаса и Дуремара. Весь «горшок» — обозначение руками и смена света, но мгновенно погружаешься в новую сцену и сразу веришь. Понравилось сценографическое решение лодки, на которой плывет Тортила. Неотрывно следишь, как она перемещается. И насколько правдивы актеры, которые работают «в болоте»! Живой звук – доказательство того, что дети могут играть далеко не на любительском уровне. Очень понравился спектакль «Домовенок» по мотивам сказки Эльсе Бескова «Домовой в витрине». Прекрасно играет главную роль юный актер – девятиклассник Миша Жданов. По сценографии Домовенок – кукла, представленная и реальным мальчиком и куклой. Он разговаривает с залом, ребята активно ему отвечают, радуются, когда проходит через зал или сидит на авансцене, свесив ножки. Он для зрителей свой – родной. Декорация легко трансформируется за счет роликов. В первой части пьесы должно быть минорное настроение, но все расписано в ярких цветах, ведь спектакль для детей. И играют дети! Только оркестр – взрослые музыканты, уютно расположившиеся сбоку от сцены. Но и они воспринимаются зрителями как непосредственные участники.