ИСТОРИЯ ОПЕРЕТТЫ

Ни для кого не секрет, что театральное искусство восхищает своим разнообразием. Одним из самых замечательных его проявлений является музыкальный театр. На развитие этого направления ощутимо повлиял жанр оперетты. С итальянского языка это слово переводится как «маленькая опера», но на деле, оперетта – совершенно самостоятельный жанр. Музыкальные номера в ней короче, чем в опере, они сочетаются с диалогами без музыки. Это театральное представление носит более легкий, развлекательный характер, его сюжеты часто имеют комический окрас что не мешает ему хранить академические традиции.

Давайте углубимся в далекое прошлое, где берет свое начало история оперетты. 5 июля 1855 года – официальный день рождения оперетты, чуть позже вы узнаете, почему выбрана именно эта дата, а пока вспомним о древних веках, куда уходит корнями вглубь происхождение жанра. Даже в античных дионисийских вакханалиях можно проследить явления, характерные для оперетты, например, сплетение музыки, актерской игры, любовной интриги и карнавала. А ведь эти ритуальные праздники считаются прообразом европейской драмы как таковой.

На протяжении нескольких сотен лет формировался жанр, вбирая в себя все лучшее, в том числе из греческой комедии нравов, средневековых моралите, мистериях и мираклях. Следующим весомым вкладом в свою эволюцию история оперетты обязана появлению оперы и интермеццо. Впоследствии появляется прямой предок оперетты – комическая опера, знаковым лицом для которой стал Жан Жак Руссо. Также значительное влияние оказал Жан Батист Мольер со своими комедиями-балетами, а кроме того, след оставили водевили народных ярмарочных театров.

.

Вернемся ко дню, когда, как считается, началась история оперетты в качестве самостоятельного жанра. На самом деле, все обстояло немного иначе: 5 июля 1855 года в Париже (на Елисейских полях), благодаря выдающемуся композитору Жаку Оффенбаху, открылся небольшой театр «Буфф-Паризьен», однако годом ранее композитор Флоримон Эрве открыл свой «Фоли Нувель», работавший в том же направлении. Но, дело в том, что Оффенбах оказался более талантлив, чем соперник, и вскоре, затмив Эрве, именно он вошел в историю как основатель оперетты. Жак Оффенбах вывел этот вид театрального искусства на совершенно новый уровень, открыл новые художественные горизонты, став первым настоящим классиком этого жанра. Его бессмертные произведения отличаются своей виртуозностью и многогранностью, они исполнялись по всему миру, и до сих пор не забыты. Еще одна причина, по которой история оперетты немыслима без имени этого композитора, заключается в том, что стал основоположником «Парижской оперетты», которая подарила миру немало прекрасных творцов. Среди них, например, Робер Планкетт, Шарль Лекок, Эдмон Одран, чьи произведения так же стали классикой оперетты. Таким образом, именно во Франции жанр единое целое.

Как это обычно бывает, новые блестящие идеи в итоге распространяются по всему миру, и история оперетты – яркий тому пример. Конечно, в первую очередь, жанр получил распространение в Европе, а именно в Англии. Главными его деятелями стали Гилберт и Салливан, чей творческий тандем поспособствовал расцвету английской оперетты. Писательский талант первого и музыкальное дарование второго своим взаимодействием создали множество произведений, получивших широкое признание.

Еще одна ключевая фигура, без которой не может обойтись история оперетты – великий композитор Иоганн Штраус. Он положил начало Венской классической оперетте, оставив после себя 479 произведений, в том числе немало истинных шедевров, таких как «Летучая мышь», «Цыганский Барон», «Ночь в Венеции» и другие. Венская классическая оперетта в дальнейшем представила еще множество талантливейших композиторов.

В двадцатом столетии самое большое воздействие история оперетты получила от композитора Франца Легара. Он достиг невиданных ранее высот в мелодической выразительности, никто не смог сравнится с ним в музыкальном богатстве. Его оперетты не уступают лучшим образцам мирового оперного искусства, его главный шедевр «Веселая вдова» — одна из самых часто исполняемых оперетт во всем мире.

История оперетты в нашей стране берет отсчет в 1859 году, когда французская труппа в Михайловском театре представила «Орфей в аду» Оффенбаха. Затем уже отечественные театры (даже императорский Александрийский) занялись постановками оперетт, в них участвовали такие великие актеры как Комиссаржевская и Станиславский. Окончательно сформировалась оперетта в России уже при Советском Союзе, главным сподвижником этого стал Исаак Дунаевский, который создал уникальный стиль советской оперетты.

Теперь, чтобы Вам полностью была известна история оперетты, осталось только посетить современный спектакль, и насладиться представлением вживую, что мы и советуем сделать!