МЮЗИК-ХОЛЛ В МОСКВЕ.

Чтобы полностью проникнуться каким-либо явлением, всегда нужно в первую очередь изучить его историю, понять, где оно берет свое начало, и какие факторы повлияли на его развитие.

Говоря о мюзик-холле, стоит отметить, что это развлекательный театрально-музыкальный жанр искусства, который имел огромную популярность у публики в период приблизительно с 1850е по 1960е года. Его истоки уходят корнями в салуны и пабы 30х годов 19 века. Во Франции это же самое явление прижилось под названием Варьете, случилось это задолго до того, как узнали, что такое мюзик-холл в Москве. А изначально «Варьете» назывался театр, открытый в Париже в 1720 году, позднее это название стало нарицательным. Такие варьете как «Мулен Руж», «Аполло» и «Ша нуар» стали всемирно известны и любимы.

Вход в салон мюзик-холла был платный, либо цены в баре были выше стандартных, а взамен посетителей развлекали выступлениями с пением и танцами, драмой и комедией. Первые мюзик-холлы в современном понимании стали возникать в середине 19 столетия, чаще всего на основе пабов. Фундаментальное отличие их от театров заключалось в том, что у зрителей была возможность прямо во время представления сидеть на столах, распивать горячительные напитки и курить табак. Мюзик-холл в Москве не застал такой вседозволенности, но о нем мы подробно расскажем чуть позже.

.

Как правило, первым в истории полноценным мюзик-холлом считается Кентербери Мюзик-холл, который и по сей день, открыт на своем месте, а именно в столице Великобритании – Лондоне. Двери его распахнулись 17 мая 1852 года, благодаря «Отцу залов» Чарльзу Мортону, эта дата признана большинством самой важной в истории мюзик-холлов. Со временем здание расширялось, пережило несколько перестроек, а во время Второй Мировой войны даже было разрушено бомбой, но все-таки было восстановлено. Этот храм искусства является достоянием британской культуры, интересно, значит ли для жителей нашей столицы столько же Мюзик-холл в Москве? А вот главному историческому конкуренту Кентербери Мюзик-холла повезло намного меньше, построенный в 1851 году на месте Могул Салуна Мидлсекс, более известный как Олд Мо, был снесен в 1965 году.

В 1907 году случилось событие, которое тоже весомо повлияло на историю и развитие этого удивительного жанра, оно вошло в хронику под названием «Война варьете». Все дело заключалось в том, что к началу 20 века различные синдикаты стали иметь огромное влияние на мюзик-холлы, они пытались контролировать заведения и навязывать свои условия. В результате это давление привело к тому, что все чаще начали возникать серьезные конфликты между владельцами мюзик-холлов и их работниками. 22 января 1907 года в итоге продолжительной дискуссии в мюзик-холле Холборн Эмпайр было принято решение о забастовке, которая после распространилась по всему городу и продлилась около двух недель. В результате сотрудники добились своего, для них были установлены минимальный размер заработной платы и максимальный срок рабочей недели. Забастовку поддержали многие выдающиеся актеры, в том числе Мэри Ллойд, Джо Элвин, Гус Элен, Артур Робертс и другие. К сожалению, здание, где началась «Война варьете» не пощадила настоящая война, в ночь с 11 на 12 мая в него также попала бомба, и Холборн Эмпайр оказался неподлежащим к восстановлению. А вот мюзик-холл в Москве не переживал подобного, но, тем не менее, его история также весьма интересна.

Предшественниками отечественных мюзик-холлов были развлекательные представления, которые можно было наблюдать в конце 19 века по большей части в ресторанах и кафе. Бурным всплеском развития этого направления искусства стал так называемый «Серебряный век», когда случился творческий прорыв в обществе, и появилось огромное количество всевозможных кабачков, арткафе, небольших театров, кабаре. В этих местах можно было организовать себе досуг на любой вкус, например, там проводили эстрадные концерты, пародийные спектакли, поэтические вечера, кукольные представления, мелодекламации и массу других интересных мероприятий. Одним из самых ярких деятелей того времени считается Александр Вертинский, который объединил в своем творчестве музыку, драму и поэзию, его наследие вошло в золотой фонд русского искусства, особенно ярким был его образ Пьеро.

Настоящий мюзик-холл в Москве появился в 20-30х годах ХХ столетия, он так и назывался «Московский Мюзик-холл». Первую славу он приобрел в 1923 году, когда его труппа успешно выступила на сцене театра «Аквариум». Именно он стал прототипом знаменитого варьете из бессмертного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Находился он на Большой Садовой улице, где сейчас располагается Театр Сатиры. На его сцене выступали такие великие артисты как Леонид Утесов и Марк Бернес, ставились произведения непревзойденных Ильфа и Петрова, Маяковского. Расцвет Московского Мюзик-холла пришелся на 1934 год, тогда вышел имевший бешеную популярность спектакль «Под куполом цирка». Но в 1937 году внезапно Мюзик-холл в Москве и Ленинграде попал в немилость власти и был закрыт, как оказалось на целых 25 лет. Возрождение случилось благодаря Александру Конникову и Льву Мирову, под их руководством появились знаменитые спектакли «Москва-Венера», «Тик-так», «Я — песня», «Все цвета радуги» и множество других. «Московский Мюзик-холл» получил колоссальное признание и большую любовь публики, причем не только отечественной. Базируется Мюзик-холл в Москве, а с гастролями он посетил такие страны как Франция, Германия, Чехословакия, Болгария, Польша, Румыния и другие. Пережив немало трудностей, он успешно функционирует и в наши дни, вы можете посетить его и получить массу положительных впечатлений.

Мюзик-холл в Москве и в любом другом городе не оставит вас равнодушным, это совершенно особенный жанр театрального искусства! Если вы не верите на слово, просто насладитесь им и убедитесь в этом лично, оно того стоит.